Иногда, после тяжелого рабочего дня, когда сил уже не остаётся ни на какую продуктивную деятельность, я катаюсь на виртуальной машинке по бескрайним панорамам google maps. И вот однажды мне в голову пришла мысль написать пост о каджунах, в чьи края, как вы понимаете, меня не могло не занести. Во-первых, это вполне в духе всего того, о чём я пишу обычно; а во-вторых, в процессе сбора информации мне попались факты, неплохо встраивающиеся в пазл под названием "Непонятки французской истории", который я уже давно (и местами успешно) собираю.
Если вдруг кто-то не знает, каджуны - это не какая-нибудь степная народность из Средней Азии, а современные потомки акадийцев - самых обычных французов, которые в XVI-XVII вв. массово эмигрировали в Северную Америку из одного конкретного региона (провинции Пуату) по причинам никем внятно не объяснённым. Историки сообщают, что крестьяне надеялись получить за океаном собственную землю, но не последнюю роль играли и религиозные причины: католикам (а каджуны по большей части именно католики) в Аквитании жилось не очень. То есть, с гугенотами как-бы разобрались, но всё равно "крокодил не ловился и кокос не рос". В такой ситуации даже Новый Свет со всей его первозданной дикостью казался весьма заманчивой перспективой. Но для многих эмигрантов [особенно первой волны] выбор между соседом-ирокезом в Америке и сеньором-протестантом в Пуату предсказуемо разрешился в пользу деревянного макинтоша.
читать дальше
Лучше всего о жизни каджунов повествует небольшой фильм, снятый ими самими.
Часть 1. www.youtube.com/watch?v=xaAMCDvpOn8
Часть 2. www.youtube.com/watch?v=Gde50vVTLzI
Часть 3. www.youtube.com/watch?v=U3O95WIT2Iw
Основное сказано в первой части (но это не значит, что остальные можно не смотреть). Она же даёт исчерпывающий ответ на вопрос о том, почему во время ВФР вандейцы не бежали из страны, а предпочли сражаться до последнего.
Смущает только одно: откуда у них взялась "католическая" армия? Почему её поддерживали правители не-католических стран (к примеру, Англии и России, куда уехали братья Людовика XVI), а в Риме просто опечалились, что всё так вышло?
Ответы на эти вопросы создают картину новой исторической реальности, а также проясняют истинные причины, заставившие католиков эмигрировать по итогам успешных для них религиозных войн.
Всё началось с короля Наварры Генриха IV, первого представителя династии Бурбонов на французском троне. Поскольку отец его был католиком, а мать - протестанткой, вопрос вероисповедания потенциального монарха в определённый момент стал решающим. На самом деле, Генриха крестили в католической церкви ещё ребёнком, но поскольку "это было давно и не правда" (он всегда считал себя протестантом), обряд пришлось повторить. Этим, разумеется, дело не закончилось: настоящего католика из Генриха IV так и не сделали, но с его потомками всё было уже более или менее понятно. Орден Святого Духа, учреждённый Генрихом III де Гизом - лидером Католической лиги, при последующих Бурбонах стал главной французской наградой. Вот как он выгладел. А теперь посмотрим на гугенотский крест. Мне кажется, или здесь имеет место "нарушение авторских прав"?
Надо сказать, гугенотский крест совсем не похож на 4-х конечный латинский, который используют протестанты. Зато похож на 8-конечный мальтийский, украшенный геральдическими лилиями. Интересна этимология и самого термина "гугенот", ведущая в Швейцарию. Принято считать, что на протяжении всей истории швейцарские солдаты были наёмниками, но почему тогда они легли костьми за Людовика XVI, заранее зная исход штурма Тюильри? И, наконец, птичка головой вниз. Ключ от всех дверей. От ларчика, который просто открывался. Пикирующий сокол или сходящий Святой Дух - кому как больше нравится.
Одним из кавалеров главного католического ордена Франции был и знаменитый кардинал Ришелье. Несмотря на то, что он родился в Париже, семья его происходила из пресловутой провинции Пуату. По этой причине или в связи с боевитостью (участием в осаде Ла-Рошели) Ришелье называли Красным кардиналом, хотя на политической сцене он был скорее "серым".
Пьер Куртийо. "Вход Людовика XIII в Ла-Рошель".
Биография этого деятеля чудна и полна невероятных противоречий. В частности, отмечено, что высылкой переселением французских католиков в колонии руководил именно он.
Не менее ярко выглядит биография его потомка (праправнучатого племянника) Армана-Эммануэля, во времена ВФР эмигрировавшего в Россию и сделавшего на чужбине губернаторскую карьеру. А ведь мог бы на болотах Луизианы москитов кормить и бороться за права соотечественников-единоверцев, которым даже на просторах Северной Америки долго не находилось места.
Продолжение следует...